Бережливые технологии в нашей школе становятся образовательным и воспитательным средством обучающихся, ведь им предстоит жить, работать и развивать научный потенциал в условиях обновленного общества. У обучающихся, находящихся в атмосфере бережливого производства, происходит приобщение к его культуре и формируется бережливый стиль мышления и образ жизни, что так важно в условиях современного быстро развивающегося мира.
С целью создания бережливого образовательного пространства для обучения и воспитания молодых ученых с мая 2019 г. наша школа вошла в число участников проекта «Внедрение бережливых технологий в деятельность общеобразовательных организаций Белгородской области («Бережливая школа»)» в качестве муниципальной опорной площадки для 25 школ Старооскольского городского округа.
В школе внедряются инструменты бережливого управления.
Визуальный менеджмент — отображение полезной информации здесь и сейчас для принятия правильных решений. Мы часто сталкиваемся с визуальным менеджментом на заводах и в поликлиниках: указатели объяснят нам, как преодолеть лабиринт помещений и не попасть в нежелательные, опасные зоны.
Визуальная навигация — один из инструментов бережливого управления, который успешно применяется в нашей школе. Разработан и размещен на входе навигатор по зданию школы, он помогает детям и родителям успешно ориентироваться в пространстве. Есть также внешняя навигация – обозначены входы и выходы из здания. Отдельное внимание уделяется визуальной разметке пространства: разделительным линиям, линиям открытия и закрытия дверей, линиям зон безопасности. Вся разметка стандартизирована.
В школе реализован клиентоориентированный дизайн помещений. Мы стараемся использовать в пространстве дидактические элементы, созданы рекреационные зоны: коворкинг-пространство, зоны комфорта для учащихся, учителей, родителей.
Внедрение инструментов бережливого управления началось в нашей школе с доски задач.
Доска задач — это визуализация общего объема работы. Она позволяет определить уровень загруженности сотрудников и своевременно внести корректировки. Сразу после внедрения, мы пришли к выводу, что доска задач просто необходима, когда работа ведется сразу по нескольким направлениям и когда возможны внезапные существенные изменения в планах, новые срочные указания (например «спущенные сверху») — что актуально для любого образовательного учреждения.
5S — популярная система организации рабочего места, разработанная в послевоенной Японии. Она выстроена на основе пяти принципов: Сортировка, Самоорганизация, Систематическая уборка, Стандартизация, Совершенствование. Данная система внедрена в нашей школе повсеместно: от рабочего места директора до рабочих мест учителей. С целью достижения знаменитой японской собранности и лаконичности мы прошли все 5 шагов.
Введен стандарт рабочего места. Стандартизация применена в разных направлениях: от расположения мебели и оргтехники, до описания содержимого шкафов.